Мусульманское сообщество пока остается пассивным. Кыргызстан, согласно Конституции, является светским, демократическим, правовым государством. Между тем, большая часть населения страны считает себя мусульманами, и с каждым годом влияние ислама на общество растет.
После распада СССР атеистическая идеология, доминировавшая прежде в государстве, быстро утратила свои позиции, а образовавшийся идеологический вакуум начала заполнять религия. На фоне растущего интереса к традициям, языку и истории народа религиозное возрождение стало рассматриваться как один из главных путей духовно-нравственного развития общества, как поиск целей жизни и духовности.
Становление национального государства и связанные с этим масштабные изменения имели часто культурнорелигиозную составляющую и способствовали идеологизации взаимоотношений государства и религиозных общин.
Ухудшение социально-экономической ситуации в стране, характеризующееся высоким уровнем бедности и безработицы, ростом коррупции, снижением грамотности населения, обуславливает рост недоверия верующих к светской власти и способствует усилению их политической активности (в основном молодежи).
Понимая опасность таких процессов, государство пытается приостановить их путем принятия законов, дифференцировать деструктивные (секты) и традиционные религиозные движения. При этом возникает масса вопросов по критериям разграничения религиозных течений, по употреблению тех или иных терминов и их толкованию, включая понимание того, что такое радикализм и традиционализм.
Представители государственных структур зачастую все еще остаются под влиянием авторитарных представлений о сущности власти и роли религии в обществе, придерживаясь стереотипного понимания и толкования термина «светскость». Это лишает власть необходимой политической гибкости, являющейся важным условием для выстраивания партнерских отношений с мусульманским сообществом.
Политическую активность верующих не следует путать с политическим радикализмом, которого как раз таки и можно избежать путем вовлечения верующих в жизнь общества и создания благоприятных условий для сотрудничества государственных и религиозных институтов на различных уровнях.
Опыт многих западных стран показывает, что мусульмане могут весьма успешно участвовать в социальной и культурной жизни государства, признавая законы своей страны, обладая высокой просвещенностью и адаптивностью к светской жизни. В Кыргызстане же пока мусульманское сообщество остается пассивным, и особенно молодые верующие, в вопросах участия в социальных процессах.
Мусульманскому сообществу Кыргызстана предстоит осознать социально-экономические вызовы современности и тот факт, что религиозные стереотипы и низкая социальная активность лишают его мобильности, препятствуют интеграции мусульманских общин в жизнь современного светского государства и использованию своего авторитета и человеческого потенциала.
Настоящая публикация является краткой версией отчета, составленного по результатам исследования, проведенного с целью определения степени социальной активности мусульманского сообщества Кыргызстана, а также выявления трудностей и препятствий в процессе его социализации.
В отчете представлен анализ структуры мусульманского сообщества, его взаимоотношений с государством, гражданским сектором и международными организациями. Рассматриваются вопросы государственной политики в сфере религии, освещаются особенности деятельности мусульманских организаций и общин в разных регионах Кыргызстана.
Исследование подготовлено Центром социальных исследований Американского университета в Центральной Азии по результатам исследования, проведенного Независимым аналитическим исследовательским центром «Религия, право и политика» при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Дании и Датской церковной помощи в Центральной Азии.
Полностью исследование читайте здесь
На фото: Акция мусульманского сообщества Кыргызстана «Мы любим нашего пророка» против публикаций карикатур во французском сатирическом журнале «Charlie Hebdo» в Бишкеке, 2015.
Автор фото Табылды Кадырбеков